Сейчас вовсю ведется работа по введению нового правила, которое будет обязывать владельцев автомобилей вести строгий учет о пробеге своего транспортного средства. При оформлении или продлении полиса ОСАГО каждый раз идет учет пробега, который заносится в соответствующую базу данных.
Если речь идет о покупке подержанного автомобиля, в этом случае потенциальный покупатель может зайти в ту базу данных и посмотреть информацию, которую вносил предыдущий владелец. Некоторые бесчестные автомобилисты нарушают закон, позволяя себе подкручивать эту самую информацию. Таким образом, техобслуживание не проводится вовремя, хотя это напрямую влияет на периодичность прохождения осмотра.
Если вовремя не провести техосмотр, некоторые из деталей могут износиться раньше времени, а новый владелец потом так и не поймет, почему поломка произошла так быстро, ведь когда он приобретал автомобиль, все было в порядке. Такую нечестную процедуру можно сравнить с мошенничеством продавцов, которые переклеивают даты на просроченных продуктах на более свежие цифры. Итог для потребителя продукта или услуги получается примерно одинаковый в том или ином случае.
Ответственность в этом деле решила взять на себя Всероссийская Ассоциация Автодилеров. Некоторые из ее членов являются заседателями Госдумы, именно они помогли продвинуть вперед закон, которые регулирует противоправные действия с пробегом автомобиля.
Споры были жаркими и к единому мнению на этот счет не удалось прийти до сих пор. Были даже и те, кто проголосовал против этой идеи. В качестве примера взяли Европейский и Американский рынок автомобилей. В ряде стран такое деяние является наказуемым даже не с административной, а уголовной точки зрения. Причем стараются наказывать не конкретного владельца, а именно того, кто смог скрутить этот пробег. Так как в силу разного понимания работы автомобиля не каждый владелец транспортного средства сможет сделать это.
Для борьбы со скручиванием Глава Ассоциации предложил при каждом техосмотре вести учет данных одометра, которые показывает общий и суточный показатели пробега. Согласно статистическим данным, чуть менее половины автомобилей по нашей стране имеют неверные цифры на одометре, которые не соответствуют реальности. При этом некоторые водители могут даже не подозревать, что над этими показателями кто-то уже поработал.
Проект планируется ввести в качестве поправок в Кодекс Административных правонарушений. По словам Главы Ассоциации Олега Моисеева, такие поправки приведут к обесцениванию подобных услуг. Сейчас доски интернет-объявлений полны такими предложениями. Если ввести за них ответственность, вряд ли кто-то захочет предоставлять подобную услугу официально и в таких масштабах.
На данный момент в законе «Об обязательном страховании», который создан для контроля и регулирования положений о КАСКО и ОСАГО, не имеется четких положений относительно скручивания пробега. Заметить подкруты можно только при своевременном прохождении техосмотра. Но немногие автомобилисты проводят его вовремя, чем подвергают свое транспортное средство дополнительному риску.
Помните, что для нового автомобиля первый на его счету технический осмотр должен пройти не позднее, чем через три года его эксплуатации. Если Вашей машине от трех до семи лет, стоит проводить эту процедуру несколько чаще.
Член Ассоциации автомобилистов Петр Шкуматов отмечает, что не стоит наказывать тех, кто занимается продажей конкретного автомобиля. Нужно просто создать такие условия, при которых скручивание владельцу авто просто не понадобится.
Речь идет о том, чтобы создать единую открытую базу, в которой любой желающий сможет просмотреть данные о том автомобиле, который он хочет приобрести. Вход в эту систему должен быть платным. То есть, если автомобиль находится в этой базе и информацию о нем может посмотреть любой человек, цену за его продажу можно будет повысить в силу того, что его владелец не собирается скрывать реальные показатели пробега.
Одно известно точно – поправкам быть! Информация, которая будет повествовать о пробеге автомобиля, может быть занесена в электронную версию прав на машину. Но пока это делается на добровольной основе.
После того, как человек приобретет машину, он ставит ее на учет в комиссию ГИБДД. И когда приобретается полис ОСАГО, можно сначала получить информацию о пробеге, а затем проверить его на техосмотре. И если выявленные данные окажутся ниже фактических, значит над машиной уже проводились какие-то манипуляции.
Что касается безопасности, даже Госавтоинспекция не видит в этом ничего угрожающего. Хотя сказать наверняка нельзя, так как на эту тему исследований еще не было. Начальник Госавтоинспекции Сергей Чепурин отмечает, что скрученные цифры особо не влияют на исправность автомобиля, и заявляет о том, что все зависит от конкретной марки. То есть существуют заводы, которые делают ненадежные машины, которые разваливаются буквально через пару лет эксплуатации. И наоборот, есть качественные автомобили, преимущественно немецкой и японской сборки, которым, сколько ни крути пробег, все нипочем.
Если касаемо поправок в законе о пробеге возникли некоторые споры, то создание базы данных на официальном интернет-ресурсе поддержали абсолютно все. Но с введением ответственности за скручивание произошли недопонимания и мнения разделились. Председатели союза прав автомобилистов не поддержали такую поправку.
Но, несмотря на это, власти обещают, что данный проект скоро вступит в силу. Пока что остался нерешенным один вопрос – какой сделать ответственность за подобные деяния, уголовной или административной.
Именно для того, чтобы борьба с нарушителями была более успешной, предлагается ввести ответственность за скручивание при помощи полиса ОСАГО. Лицо, которое захочет приобрести автомобиль, зайдет в базу данных и посмотрит информацию по пробегу, которая будет обновляться каждый раз, когда предыдущий владелец обновлял свой полис ОСАГО.
А вот РСА не очень хочет поддерживать подобные действия со стороны Городской думы, так как считает, что это создаст дополнительные сложности для их клиентов. Чиновники в долгу не остались – теперь они хотят возложить уплату расходов и компенсаций на страховых брокеров. На эту тему уже рассматривается соответствующий законопроект. А пока что владельцы авто, которые поучаствовали в ДТП, вынуждены уплачивать все расходы по суду из своего кармана.
Некоторые участники заседания Госдумы ратуют за то, чтобы лишать лицензии официальных автомобильных дилеров, которые были пойманы на фальсификации данных по пробегу. Но если в случае с продавцами еще можно что-то сделать, отняв у них документы на торговую деятельность, то частников придется призывать к ответу с помощью Административного кодекса.